Занимательная математика
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста данной образовательной программы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены «специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат)», которые делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Главным целевым ориентиром освоения образовательной программы «Занимательная математика», заявленным во ФГОС, стала следующая социальная и психологическая характеристика личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся элементарных научных сведений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).... Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности». Все планируемые результаты отражены не в виде требований к концу периода образования, а в виде потенциальных возможностей, которые (в соответствии с принципом минимакса) определяются на двух уровнях: минимальном и максимальном.
Программа занятий
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:
1. Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
3. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
4. Закрепление детьми математической терминологии.
Ключом педагогической технологии при реализации данной программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном объединении и в семье.
Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Перечислим факторы, способствующие этому:
- обогащенная предметная среда;
- специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая;
- продуктивная деятельность;
- познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка;
- коллекционирование примечательных фактов, наблюдение в различных сферах науки и культуры за развитием идей, интересных и доступных сегодняшнему пониманию дошкольника;
- чтение специальной литературы, популяризирующей достижения человеческой мысли в области математики и смежных наук;
- экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»